Эксплуатируемая кровля расширяет возможности.
Несколько лет петербургские крыши являются героями сводок с жилищно-коммунальных, а то и криминальных фронтов. В то же время, по мнению экспертов, применение современных материалов и корректировка строительных СНиПов не только решат актуальные «крышные» проблемы, но и принесут существенную пользу.
Характер Петербурга запечатлен не только в его улицах и проспектах, величии площадей и каналов. Отличительная особенность нашего города -- крыши, именно они придают Петербургу неповторимый шарм и графическую завершенность. Однако они же в последнее время вызывают больше всего обсуждений, нареканий и разговоров. «ДП» решил выяснить у петербургских строителей, из чего и как делают сейчас крыши в многоквартирных жилых домах и что нужно, чтобы городские крыши вновь стали исключительно положительными героями Петербурга.
По данным экспертов, условно все крыши Петербурга делятся на два вида -- плоская и скатная.
У плоской крыши нижний слой представляет собой несущую конструкцию, например железобетонные плиты, а верхний -- мягкую кровлю, к примеру рубероид. Такая крыша абсолютно ровная, расположена строго перпендикулярно зданию и типична для жилых строений, которые массово возводятся с середины прошлого века.
Саму плоскую кровлю считают конструктивной находкой прошлого века. Однако говорят, что на самом деле это одна из старейших форм кровли, о которой на время неоправданно забыли. Появление новых конструктивных решений и современных строительных материалов, изменившиеся методы строительства привели к тому, что плоская кровля используется повсеместно и в очень большом объеме.
Второй тип -- крыша металлическая двускатная или односкатная с уклоном. Именно такие в основном крыши старых петербургских домов. В современном строительстве такой тип крыш широко применяется лишь в загородном строительстве.
В устройстве крыш основные тренды диктует Запад. Оттуда пришел еще один самостоятельный подтип, пока не развитый на рынке, -- это многоквартирные дома с небольшим количеством этажей, крышей в которых служит металлическая двускатная кровля, но используются совершенно иные материалы и технологии. В основном здесь применяют полимерные покрытия и различные специальные краски, которые способствуют тому, чтобы снег не задерживался, а скатывался с поверхности.
«Говорить о повсеместном использовании в строительстве многоквартирных домов (МКД) Петербурга новых материалов или технологий нельзя. Даже если они указаны в плане, то на деле такие проекты, как правило, не реализуются, -- рассказывает Виталий Анищенков, технический директор ООО «Скай-Системс». -- Если вы в качестве застройщика решите построить дом, оснащенный такими ноу-хау, то столкнетесь с рядом проблем. Чтобы внедрить новую технологию, ее сначала необходимо провести по документам, а это целый ряд согласований. Чтобы сделать это повсеместной практикой, потребуется изменить всю существующую на сегодня нормативную базу. Как сделали, например, в Германии, где все ГОСТы недавно адаптировали к реалиям рынка. Также особняком стоит вопрос рентабельности: если в среднем на самом востребованном рынке -- в экономклассе -- квадратный метр стоит около 70 тыс. рублей, то в том же сегменте, но в вашем «высокотехнологичном доме» он обойдется покупателю примерно в 90 тыс. Как вы на доступном уровне объясните клиенту, что ваш дом лучше.
Несовершенство законодательной системы и высокая себестоимость приводят к тому, что в современном строительстве МКД в основном используют дополнительные системы, которые устанавливают на крышах для улучшения жилищных и эксплуатационных характеристик здания. Это разнообразные системы антиобледенения, снегосдерживания, специальные водопроводные системы и электрические кабели, которые, нагревая крышу, не дают ей промерзать.
Кто платит, у того и крыша.
Совсем иначе дело обстоит в сегменте элитного жилья. Здесь все чаще встречается так называемая эксплуатируемая кровля, технология, пришедшая из США и Западной Европы, где каждый сантиметр используется с пользой: на специально оборудованных крышах высаживаются небольшие деревца и кустарники, создаются смотровые и вертолетные площадки, бассейны, кафе, рестораны и автостоянки.
Личным зимним садом на крыше теперь тоже не удивишь, такую возможность предоставляют многоквартирные дома класса люкс. Дома с садами на крышах есть, например, на Васильевском, Крестовском островах, на Московском проспекте и в Пушкине. «Нужно разграничивать понятия -- эксплуатируемая кровля и открытая терраса, -- рассказывает Александр Коваленко, заместитель генерального директора «НДВ СПб». -- Эксплуатируемая кровля является местом общего пользования в распоряжении ТСЖ, доступ к ней имеют все жильцы дома и сотрудники управляющей компании. Открытая терраса -- это, по сути, лоджия, находящаяся на крыше. Она является, конечно, признаком дорогого жилья, обычно пентхаусов.
Эксплуатируемые кровли строители называют слоеным пирогом, где в качестве «теста» используются гидроизоляционный, теплоизоляционный, разделительные слои. В зависимости от назначения вариации «сборки» такой крыши разнообразны, но обязательным является соблюдение противопожарных норм и использование в качестве преграждающих конструкций негорючих материалов.
«При строительстве такой кровли мы применяем те же самые материалы, которые, за небольшим исключением, существовали и прежде, -- рассказывает Александр Смолин, главный инженер ООО «БалтСтройСервис». -- Главную роль тут играют не столько технологии, сколько качество исполнения. Есть старинные кровли, в Кижах вроде деревянная дранка, а стоит с XVIII века, и ничего ей не делается.
Не в ближайшую пятилетку.
Строители надеются: рано или поздно сооружение крыш в петербургских МКД будет развиваться по западному пути.
Германия строит в соответствии с государственным распоряжением о сохранении энергии: в том случае если объект не соответствует этому стандарту, то строительной компании просто не дадут разрешение на ввод в эксплуатацию. По расчетам немцев, при соблюдении такого подхода расходы застройщика окупаются в ближайшие 5-7 лет, и это несмотря на дороговизну местных энергоресурсов.
В свете политики энергосбережения и в России общественные дискуссии по поводу изменений морально устаревших ГОСТов и СНиПов постепенно выходят на правительственный уровень.
Однако государство -- машина неповоротливая, а потому, уверяют петербургские строители, в ближайшую пятилетку глобальных изменений в сооружении крыш не последует.